Биография, Станюкович Константин Михайлович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Станюкович Константин Михайлович. фото фотография фотка Станюкович Константин Михайлович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3

Станюкович, Константин Михайлович

— известный писатель. Род. в 1844 г. в Севастополе, где в то время проживал его отец, суровый адмирал старого типа. Учился сначала в пажеском, затем в морском корпусе, и уже 16-ти лет был отправлен в кругосветное плавание. В 1863 г. начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А. А. Попов, послал С. из Сингапура в Петербург курьером, с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру. При больших связях отца и благосклонном отношении высших чинов морского ведомства, молодому, способному моряку предстояла блестящая карьера. Но его тянуло в другую сторону. Он рано начал читать и движение 60-х годов всецело его охватило. Несмотря на то, что во флоте веяния эпохи реформ были особенно сильны и традиции прежнего жестокого обращения с матросами постепенно исчезали, С. решил бросить службу. Для того, чтобы получить отставку, надо было заручиться согласием отца, который ни за что не хотел расстаться с заветной мечтой доставить и сыну блестящее служебное положение. Пришлось выдержать упорную борьбу со старым адмиралом, пока от него, наконец, не пришла телеграмма: «Против течения плыть не могу. Согласен». С. вышел в 1864 г. в отставку с чином лейтенанта и один год провел в Муромском уезде Владимирской губернии, в качестве народного учителя. На литературное поприще С. выступил еще в 1861 г. очерками из кругосветного плавания в «Морском Сборнике» (отд. изд., СПб., 1867), затем принимал участие в «Искре», «Будильнике», «Эпохе», «Женском Вестнике» и газете «Гласность». Не особенно обильные литературные заработки и женитьба заставили С. поступить на частную службу по акционерным обществам, которую он оставил только в 70-х гг., когда упрочилось литературное его положение. Знакомство с деловым миром дало ему, между прочим, материал для пьесы: «На то щука в море, чтобы карась не дремал», которая по особому ходатайству железнодорожных дельцов была запрещена накануне представления (1871). Литературную известность С. приобрел в 70-х гг. рядом помещенных в «Деле» рассказов и романов: «Без исхода», «Два брата», «Омут» и др. Легко и интересно написанные, в известном прямолинейном стиле прославления «новых людей» и обличения старых традиций, эти романы очень нравились публике «Дела», воспитанной на романах Михайлова-Шеллера, Омулевского, Бажина и др. Очень нравились также легкие фельетонно-сатирические очерки текущей жизни, которые С. помещал в «Деле» с 1874 по 1884 гг. под псевдонимом «Откровенного писателя» и под заглавиями: «Картинки общественной жизни» и «Письма знатных иностранцев» (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой). Кроме «Дела», С. писал воскресные фельетоны (под псевдонимом Пимен) в «Новостях», «Молве» и «Порядке». В 1881 г. С. становится соредактором «Дела», а в 1883 г. приобретает его в собственность, но в 1885 г. журнал был приостановлен, а С., просидев несколько месяцев в доме предварительного заключения, был сослан административным порядком в Томскую губернию на три года. В Сибири им написаны первые морские рассказы, напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике» и «Русской Мысли». По возвращении из ссылки, С. возобновил свои «Письма знатных иностранцев» в «Русской Мысли», писал фельетоны в «Сыне Отечества» под ред. С. Н. Кривенко и напечатал ряд романов из современной жизни в «Вестнике Европы», «Русской Мысли», «Русском Богатстве», «Русской Жизни», «Мире Божьем» и др. («Откровенные», «История одной жизни», «Равнодушные», «Жрецы» и др.). Большей частью это то, что французы называют romans a clef, т. е. беллетристические портреты разных современных деятелей.

Произведения С. много раз выходили отдельными изданиями, а с 1897 г. печатается полное собрание его сочинений. Появилось уже 13 томов. Лучшее из написанного С. — его «морские» рассказы. Они дают ряд отдельных типов, фигур и характеров, которые, вместе взятые, составляют очень яркую картину морской жизни прежнего времени, отчасти вполне дореформенной эпохи, отчасти накануне и во время коренного преобразования морских порядков. Перед читателем проходит целая галерея суровых на вид «морских волков», в которых, однако, часто бьется очень любящее сердце. Жестокие нравы, беспощадное битье, подавление человеческой личности — в полном ходу, но это больше результат системы, чем природных свойств, и самые отчаянные «дантисты», глубоко убежденные, что без вышибания зубов нельзя поддерживать должным образом дисциплину и «морской дух», оказываются иногда людьми серьезных нравственных правил, честными и истинно-мужественными. Главная особенность морских рассказов С. — отсутствие предвзятости и глубокая любовь к изображаемому быту. Даже рисуя мрачнейшие его стороны, автор все-таки, в общем, относится к нему, как к дорогой и родной ему стихии. Герои морских рассказов С. лишены односторонности, психология их представляет собой смесь хороших и дурных свойств — и это-то и сообщает им жизненность. Любимые типы С.— грозный, требовательный и ворчливый капитан или адмирал, в душе добрый и благородный; загнанный или мрачный штурман, под корой неприступной угрюмости таящий родник нежнейших чувств; ворчливый «старший офицер», как родной отец помогающий в нужде молодым гардемаринам и мичманам; суровый боцман, ругающий и дерущийся, но все-таки по-своему человек с определенным нравственным кодексом, презрительно отворачивающийся от льстящих ему матросов. Вперемежку идут картинки судовой жизни с ее однообразием и скукой, редкими «гулянками» в тропических портах, эпизодами штормовых опасностей и т. д. С наибольшей любовью автор рисует «матросиков». В общем, матросы С. занимают видное место в ряду народных типов нашей литературы, и с. — петербургский комитет грамотности вполне правильно присудил за них С., в 1896 г., золотую медаль имени Погоского.

Станюкович, Константин Михайлович (дополнение к статье)

— писатель; умер в 1903 г.

Станюкович, Константин Михайлович

[1843—1903; псевдонимы: Костин, Откровенный писатель, Пимен и др.] — беллетрист. Род. в семье адмирала. В 1857 поступил в морской корпус. Морская карьера нисколько не привлекала С.; воспитанный на идеях Белинского и Добролюбова, он хотел «служить народу». В 1860—1861 Станюкович был отправлен в дальнее морское плавание. В чине лейтенанта С. вышел в отставку и отправился в 1865 в качестве учителя в деревню, куда стремилась в то время лучшая часть радикальной молодежи. Работать в деревне в условиях самодержавия было крайне трудно; С. пришлось вернуться в город и поступить на службу.

Здесь он испытал немало неудач, неизбежных для человека с радикальными убеждениями. Этот период своей жизни С. описал в своем первом романе «Без исхода» [1872]. С 1863 С. начал печататься, а с 1872 он постоянный сотрудник журнала «Дело», где и был помещен его первый роман. Руководителем журнала был Н. Шелгунов, сотрудниками критического и публицистического отделов — преимущественно люди также радикальных взглядов, как Щапов, Ткачев, Якубович-Мельшин и др. Работа в этом журнале всецело определила идейные и политические позиции самого С.

Фельетоны С. и статьи Шелгунова говорят о единстве их взглядов. Характерное для мировоззрения радикальной народнической интеллигенции 70-х гг. отрицательное отношение к капитализму насквозь проникает все крупные романы С., посвященные поколению 80—90-х годов («Два брата», «Откровенные», «Равнодушные», «Жрецы» и др.). Мир в них резко распадается на два лагеря. В одном из них все те, которые пошли на службу буржуазной действительности 80-х гг. Здесь и крупные дельцы, и буржуазные адвокаты, и профессора-проповедники малых дел, и декадентская молодежь; по другую сторону — носители «бесполезного геройства», на стороне которых, разумеется, все симпатии писателя-семидесятника, за связь с народовольцами попавшего в 1885 в томскую ссылку [по 1888].

Романы С. написаны легко и занимательно, охотно читаются и в наше время, но в художественном отношении они несравненно слабее его фельетонов на те же темы, объединенных под названием «Письма знатного иностранца» и «Картинки общественной жизни».

Значительно более художественны завоевавшие себе широкую популярность морские рассказы С. Критики, которые объясняли их высокое качество тем, что С. перестал быть в них тенденциозным публицистом, а стал объективным «чистым» художником, глубоко заблуждались. Общественные взгляды С. — семидесятника столь же полно и сильно сказались в «Морских рассказах», как и в романах, только в «Морских рассказах» они выражены тоньше и сложнее. Если в романах С. общие идеи зачастую не получили образного выражения, то в рассказах они формируют сюжет, распределяют свет и тени. Взаимоотношения обитателей палубы его интересуют гл. обр. со стороны отражения в них социальной дифференциации современной ему России. Радикальный интеллигент в чине мичмана или лейтенанта и крестьянин-матрос — излюбленные герои С. К офицерам-морякам — представителям господствующих классов — он так же недоброжелателен, как и к буржуазным дельцам, и при изображении их не жалеет черных красок. В рассказах С. налицо несомненная поэтизация прошлого в жизни морского флота, которое на фоне неприемлемого для автора настоящего выступает несколько идеализированным. Несомненно также народническое приукрашивание интеллигентов и крестьян. Эмоциональность рассказов Станюковича, их сюжетность и общественное содержание сохраняют свое значение и в настоящее время.

Библиография: I. Собр. сочин., 13 тт., изд. А. А. Карцева, М., 1890—1900; Полн. собран. сочин., под ред. и с биографич. очерком П. В. Быкова, 2 изд., 12 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПб, 1906—1907 (приложен. к ж. «Нива» на 1906—1907); Морские рассказы (Подготовка тенета, статья и примеч. М. М. Поляковой), ГИХЛ, [М.], 1934; и др. отд. изд. произвед.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ slovo.ws