Биография, Курочкин Василий Степанович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Курочкин Василий Степанович. фото фотография фотка Курочкин Василий Степанович. фото фотография фотка Курочкин Василий Степанович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4
Материал № 5

Курочкин, Василий Степанович

— поэт, из дворян, род. 28 июля 1831 г. в Петербурге, ум. 15 августа 1875 г. там же, похоронен на Волковском кладбище. В 1841 г. поступил в 1-й кадетский корпус и еще кадетом обратил на себя внимание одного из лучших тогдашних преподавателей — И. Введенского, который и поместил без ведома автора в «Журнале для воспитанников военно-учебных заведений» одно из юношеских стихотворений Курочкина, написанное на классную тему в 1846 г. По окончании курса в корпусе Курочкин поступил в Дворянский полк и был выпущен в 1849 г. прапорщиком в гренадерский принца Евгения Вюртембергского полк. В сентябре того же года, Курочкин, возвращаясь с полком с высочайшего смотра, по дороге оставил строй и уехал. Это было замечено императором Николаем, Курочкин был отдан под суд и, по приговору его, после трехмесячного сидения на гауптвахте, заключен на месяц в Петропавловскую крепость. В апреле 1853 г. Курочкин вышел в отставку и поступил в департамент ревизии и отчетов по министерству путей сообщения; в 1855 г. оставил службу и занялся исключительно литературой. — Начиная с 1854 г. стихотворения Курочкина стали появляться в некоторых второстепенных петербургских журналах и газетах, сначала без подписи; через два-три года стихотворения его стали появляться в «Библиотеке для Чтения» Старчевского, «Сыне Отечества» и других, тоже не обращая на себя внимания; но сразу были замечены его переводы из Беранже, которые впоследствии принесли ему известность. Тогда же Курочкин вступил в число сотрудников «Современника» и начал участвовать во многих петербургских и московских журналах. Курочкин умел передать Беранже живым, увлекательным стихом, сохранившим юмор, теплоту и добродушие французского поэта; переводы из Беранже были лучшими стихотворениями Курочкина и дали ему имя. Значение Курочкина важнее, как издателя «Искры», лучшего русского сатирического журнала в XIX в. «Искра» выходила под редакцией Курочкина и Н. С. Степанова, известного карикатуриста, с 1859 г. по 1873 г. «Искра» была лучшим и единственным действительно сатирическим, а не смехотворным русским журналом того времени; журнал этот зорко следил за пробудившейся общественной жизнью и нещадно преследовал и высмеивал пером и карандашом все, что могло тормозить тогдашнее общественное движение и что можно было считать общественным недугом; «Искра» была органом серьезной сатиры и сразу заняла выдающееся положение в нашей периодической печати. Курочкин сумел привлечь в сотрудники лучшие молодые силы того времени; в журнале принимали постоянное участие П. Вейнберг, В. Буренин, И. Горбунов, Н. Лейкин, Н. Успенский, А. Левитов, М. Воронов, Д. Минаев, А. Плещеев и другие. Но душой журнала был сам редактор; он готов был оставаться невидимым, никому не известным работником, утонуть в псевдониме и анониме и довольствоваться лишь сознанием полезной службы обществу. Успех «Искры» был по тому времени выдающийся, как материальный, так и нравственный — по тому влиянию, которое она имела тогда в русском обществе.

В конце шестидесятых годов Степанов организовал свой собственный сатирический журнал «Будильник» и вышел из редакции; с этого времени «Искра» постепенно стала утрачивать свою силу и жизненность и в 1873 г., на 35-м номере, прекратила свое существование. С этого времени Курочкин работал уже из-за куска хлеба. Он стал писать статьи о театре, переводить оперетки, в 1875 г. сделался воскресным фельетонистом «Биржевых Ведомостей». Но эта роль была не по нем и ни один из его фельетонов этого времени не может быть назван достойным его таланта. — Кроме Беранже, из которого Курочкин перевел особенно много, он переводил из Мольера («Мизантроп»), Вольтера («Макар и Телэма»), Альфреда де-Виньи, Альфреда да-Мюссе, Виктора Гюго, Барбье, Густава Надо, Бернса, Шиллера и других поэтов; кроме того, переводил Курочкин для сцены. Из сочинений и переводов Курочкина были изданы отдельно: «Песни Беранже», СПб. 1858 г.; в том же году вышло второе издание, затем — еще четыре. «Собрание стихотворений В. Курочкина» в 2-х томах имело два издания; отдельно изданы либретто опереток «Фауст на изнанку» и «Дочь рынка».

Послужной список 1854 г.; Гербель, «Русские поэты в биографиях и образцах», СПб. 1874 г.; Н. Михайловский, «Литературные воспоминания и современная смута», I, 15, 32—37; «Русские Ведомости» 1900 г., No 230; А. Талычов, «Беранже и его переводчик» — «Отечественные Записки», 1862 г., No 9, стр. 1—54; «Библиотека для Чтения», 1858 г., апрель, стр. 1—21; «Биржевые Ведомости», 1875 г., No 224, 230, 232). В год смерти Курочкина некрологи о нем были помещены почти во всех газетах и в журналах: «Всемирная Иллюстрация», No 349; «Отечественные Записки», No 10, стр. 88—94; «Газета Гатцука», No 3; «Неделя», No 1; «Петербургский Листок», No 58; «С. — Петербургские Ведомости», No 82; Геннади, «Словарь»; В. Межов, «Систематическая роспись».

Курочкин, Василий Степанович

— сатирический поэт и известный переводчик Беранже, род. в 1831 г., учился в 1 кадетском корпусе и дворянском полку, служил в армии, потом в ведомстве путей сообщения. Писать стихи начал еще в корпусе и обратил ими на себя внимание своего учителя, известного Ирин. Введенского. Сначала К. работал не только во второстепенных журналах, но и для рыночных издателей. Известность его началась со времени появления его переводов Беранже, замечательных яркостью и оригинальностью передачи (отд. СПб. 1858, 1864 и 1874). Силой таланта они затмили собой все прежние; многие из них достигли у нас огромной популярности. Пробуждение общественной жизни конца 50-х годов всецело захватило впечатлительного К.; он пишет ряд обличительных и сатирических стихотворений, а в 1859 г. основывает сатирический журнал «Искра», вместе с известным карикатуристом Н. А. Степановым. О выдающемся значении этого журнала, с которым связана почти вся литературная деятельность К. и который ему преимущественно был обязан своим огромным успехом, см. Искра. Очень удачны его перевод в стихах «Мизантропа», Мольера («Невский Сборник», 1867) и «Принц Лутоня» («Слово», 1880, No 12; напечат. с значительными сокращениями), заимствованный из «Theatre des marionettes», Марка Монье. К. сотрудничал еще в «Сыне Отеч.» 1855—58 гг., «Петербургских Ведомостях» 1858 г., в которых помещал критические статьи о литературе, и др. Незадолго до смерти К. стал писать воскресные фельетоны в «Биржевых Ведомостях» В. А. Полетики. Собрание сочинений К. издано в 1869 г. К. скончался в 1875 г. скоропостижно, вследствие неосторожного употребления хлорал-гидрата, прописанного ему врачом.

Курочкин, Василий Степанович

сатирический поэт; р. 28 июля 1831 г., † 1875 г. 15 августа.

Курочкин, Василий Степанович

[1831—1875] — русский поэт и переводчик (псевдонимы Пр. Знаменский, Темный поэт и др.). Окончив дворянский полк (военно-учебное заведение), несколько лет прослужил в армии. С 1855 — профессионал-писатель. В 1858 выпустил перевод песен Беранже, доставивший ему большую популярность. Принял участие в «Свистке», издававшемся при «Современнике». В 1859 совместно с карикатуристом Н. Степановым создал сатирический журнал «Искра» (см.). К. — организатор, вдохновитель, руководитель и талантливейший сотрудник этого блестящего органа радикальных разночинцев. В сентябре 1864 министром внутренних дел отстранен от редактирования «Искры». Горячий последователь Чернышевского, Курочкин участвовал в революционном подполье 60-х годов. В 1866 просидел 4 месяца в Петропавловской крепости. Годы после закрытия «Искры» были для К., лишенного своего органа печати, годами подлинной агонии.

К. — один из крупнейших революционно-разночинческих поэтов 60-х гг. Поэзия К. прежде всего насквозь демократическая поэзия. Самоуважение труженика-бедняка — один из излюбленных мотивов К. Творчество К. противоположно и враждебно поэзии барства, как реакционного, так и либерального. Традиционнейшие темы дворянской поэзии приобретали под пером К. совершенно иной — новый характер (тема весны в стихотворении «Только»; тема времени в стихотворении «Тик-так, Тик-так»).

Публицистическая поэзия К. беспощадно высмеивала крепостническую реакцию, но — и это характернейшая черта революционного разночинца — еще более сокрушительные удары направляла она в лагерь буржуазно-помещичьего либерализма (напрель «Сон на новый год», высмеивающий либеральные надежды на смягчение классовой борьбы; «Рапсодия о нигилизме», бичующая либеральное искажение образа разночинца в «Отцах и детях» Тургенева). Если в лагере реакции, по К., подвизаются Загорецкие и др. персонажи «Горя от ума», то в либеральном стане К. видит Чичикова и др. персонажей «Мертвых душ».

К. — в высокой степени злободневный поэт; чутко и метко откликался он на каждое событие, волновавшее радикальную общественность. Наиболее передовое для эпохи мировоззрение К. позволяло ему подымать мелкие факты текущего дня на высоту значительных обобщений.

Наряду с Некрасовым, Добролюбовым, Ломаном, Минаевым и др. К. проделал огромную работу по снижению и разрушению канонов дворянской поэтики. Специфически литературная полемика занимает не последнее место в сатирическом наследстве К. (напрель ряд откликов на юбилей П. Вяземского: «Стансы на будущий юбилей Бавия», «Эпитафия Бавию», «Граф — князю», «В гостях и домами т. д.). К. мастерски владел пародией, используя ее и для высмеивания разных общественных явлений и специально для сокрушения поэтики барства (см. напрель «Роковое недоразумение»).

Опираясь на опыт Беранже и на технику водевильных песенок, К. разработал жанр сатирического «куплета». К. искал острых стихотворных сатирических формул, которые врезались бы в память читателя, вошли в обиходную речь, плотно прилепились бы к объекту нападения. Это требование блестяще осуществлялось отточенным рефреном, хлестким каламбуром, неожиданной рифмой и т. д. Изобретательность К. в этом отношении была неисчерпаема.

Переводы К. (из Беранже, Гюго, Барбье и т. д.) сливаются с оригинальным творчеством в одно целое. Благодаря К. Беранже стал одним из любимых писателей разночинной интеллигенции. Несмотря на нередкие смягчения (из-за цензуры) и явное «обрусение» оригинала, переводы Курочкина из Беранже и сейчас сохранили значение. В настоящее время К. представляет особый интерес как создатель злободневной газетной политической поэзии и первый блестящий мастер этого жанра в России.

Библиография: I. Песни Беранже, перев. В. Курочкина, СПб., 1858, изд. 6-е, 1874; Собр. стих. Василия Курочкина, СПб., 1867; То же, новое дополненное изд., СПб., 1869.

II. Mиклашевский А., Дворянский полк в 40-х гг., «Русская старина», 1891, I; Трубачев С., Карикатурист Н. С. Степанов, «Исторический вестник», 1891, IV; Михайловский Н., Литературные воспоминания и современная смута, т. I, СПб., 1900; Его же, Собр. сочин., т. III, Записки профана (Похороны В. С. Курочкина), изд. 3-е; Лемке М., Очерки по истории русской цензуры и журналистики Х²Х в., СПб., 1904; Скабичевский А., История новой русской литературы, изд. 7-е, СПб., 1909; Забытый смех («Поморная муза»), сатирический сб. «Беранжеровцы», No 1, сост. А. Амфитеатров, М., 1914 (Большая статья о Курочкине и избранные статьи); Ясинский И., Роман моей жизни, Л., 1926; «Н. Г. Чернышевский в донесениях агентов III Отделения», «Кр. архив», 1926, т. XIV; Скабичевский А., Литературные воспоминания, М., 1928; Лелевич Г., В. С. Курочкин, «Кр. новь», 1931, I. Рец. на «Песни Беранже»: Добролюбов П., «Современник», 1858, XII, или Собр. сочин., т. III, под ред. Е. Аничкова; Водовозов В., «Биб-ка для чтения», 1858, т. 148; Талычева Т., Беранже и его переводчик, «Отечеств. записки», т. CXVII, 1862, IX.

III. Mезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914; Владиславлев И., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Курочкин, Вас. Степан.

изв. сатир., поэт и переводчик, р. 28 июля 1831 в СПб. в двор. семье, прапорщ. в отставке, † в СПб. 15 август 1875, ред. «Искры».


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ slovo.ws