Биография, Ефремов Иван Антонович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Ефремов Иван Антонович. фото фотография фотка Ефремов Иван Антонович. фото фотография фотка Ефремов Иван Антонович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3

Ефремов, Иван Антонович

(наст. отчество — Антипович) (1907-1972).

Видный рус. сов. прозаик, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, известный также произв. др. жанров; основоположник и классик нов. сов. НФ, влияние к-рого на ее развитие в 1960-х гг. трудно переоценить. Род. в д. Вырица (Царско-Сельского у. Петербург. губ., ныне — Ленингр. обл.), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, но не окончил его, работал в Геол. музее АН, участвовал в геол. и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного ф-та Ленингр. (ныне — СПБ) горного ин-та заведовал лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил неск. экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии — науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Д-р биол. наук, проф., Лауреат Гос. премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Чл. СП. Первая НФ публикация — «Встреча над Тускаророй» (1944).

НФ тв-во Е., оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет сов. НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней (в сер. 1950-х еще связанной идеологическими клише фантастики «ближнего прицела») поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Е. его последний (во мн. смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из сов. лит-ры, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и писательский авторитет Е. среди поколения сов. НФ, пришедшего в лит-ру вместе с ним, «школы Е.» так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными «последователями» и «душеприказчиками»). М.б., свою роль в этом лит. одиночестве сыграли и определенные черты характера писателя, его — вполне естеств. для автора утопий — нравственный ригоризм и проповедуемые идеалы «нов. Ренессанса», а также безусловно доминировавший в его произв. философ, соц. мыслитель (в ущерб художнику). В целом, Е. остается одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории нов. сов. НФ лит-ры.

Начав с НФ р-зов и повестей «на грани возможного», большинство к-рых составило сб. — «Встреча над Тускаророй» (1944), «Пять румбов. Рассказы о необыкновенном» (1944), «Белый Рог» (1945), «Тень минувшего» (1956), «Алмазная труба» (1946; доп. 1954), «Рассказы о необыкновенном» (1946), «Рассказы» (1950), «Звездные корабли» (1953), «Озеро Горных Духов» (1954), «Великая Дуга» (1956), «Бухта Радужных Струй» (1959), «Юрта Ворона» (1960), «Сердце Змеи» (1964; др. состав — 1967; др. состав — 1970), — Е. не стал слепо следовать канонам фантастики «ближнего прицела «. Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантаст. идеи, сколько «общечеловеческий смысл» ее возможной реализации; при этом Е. черпал замыслы как из разл. наук, так и из нар. легенд (см. Мифология в НФ) — «Телевизор капитана Ганешина» (1944; др. — «Атолл Факаофо») (см. Медицина, Флора фантастическая), «Встреча над Тускаророй» (см. Океан), «Ак-Мюнгуз (Белый Рог)» (1945) и др. Во мн. р-зах — «Бухта Радужных Струй» (1944) (см. Флора фантастическая), «Румб второй. Дены-Дерь» (1944; др. — «Тайна Горного Озера»; др. — «Озеро Горных Духов»), «Олгой-хорхой» (1944; др. — «Аллергорхой-Хорхой») (см. Зоология фантастическая), «Голец Подлунный» (1944) (см. Антропология, Искусство) и др. — необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время професс. подготовка Е. обеспечивала ему точные прогностические попадания: в «Алмазной трубе» (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет р-за «Тени минувшего» (1945; др. — «Тень минувшего») подтолкнул сов. ученого Ю. Н. Денисюка к изобретению голографии (см. Изобретения и открытия, Предвидения). Также выделяются р-зы: «Катти Сарк» (1944), «Обсерватория Нур-и-Дешт» (1944); из более поздних — «Эллинский секрет» (рук. 1942; 1966), в к-ром Е. обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и «Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)» (сокр. 1959; доп. 1960).

Начиная с повести «Звездные корабли» (1947; 1948), творческая мысль Е. решительно выходит на широкий космич. простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики «на грани возможного». Конкретный сюжет повести — находка кости динозавра с загадочной пулевой пробоиной, затем — черепа человекоподобного инопланетянина и его «портрета», — послужил отправной точкой гл. филос. построения Е.: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по к-рым идет эволюция на разл. планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физ. облик и психол. конструкцию — «гуманоидность» — для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы — «Великого Кольца» цивилизаций. Несмотря на явный антропоцентризм идеи Е., писатель посвятил худож. пропаганде ее все два послед. десятилетия. Квинтэссенцей соц. и филос. размышлений Е. о далеком будущем, определившей нов. этап развития отечественной НФ, стала масштабная и беспрецедентная в сов. лит-ре утопия — роман «Туманность Андромеды» (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью «Звездные корабли» объединен в один том — «Туманность Андромеды. Звездные корабли» (1965); откровенно неудачно экранизирован (см. «Туманность Андромеды»).

Нач. публикации романа в год Спутника и в разгар хрущевской «оттепели» возвестило о смелом прорыве границы «ближнего прицела «. Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в послед. изд. Е. остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ «производственными проблемами» или разоблачением происков бурж. агентов. Широкими мазками, подменяя (иногда сознательно) худож. анализ поп. «лекциями», писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, об-во, населенное принципиально нов. людьми (см. Коммунизм, Концептуальный переворот). Они решили большинство известных современникам Е. соц. и тех. проблем (см. Автоматизация, Города, Климат, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Медицина, Наука, Транспорт), перестроили планету, превратив ее в цветущий сад (см. Планетарная инженерия), вышли к звездам (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Освоение космоса), влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями (см. Галактическая федерация, Контакт), готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвездной связи» (см. Сверхсветовые. скорости). Гл. новаторство Е., однако, заключалось не в науч. и тех. дерзости его идей: впервые в сов. НФ так смело и широко говорилось о физ. и духовном совершенстве жителей утопии, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке «утопистами» всей предшествовавшей истории человечества. Иными словами, обо всей сфере человеч. отношений, худож. анализируемых «мягкой» (гуманитарной) НФ (см. Женщины в НФ, Искусство, История в НФ, Криминология, Музыка, Психология, Секс и эротика, Спорт и досуг, Философия).

Высоко подняв планку «сов. утопии», Е. сам еще лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первое «возвращение» было эпизодическим: в полемическом ответе «Первому контакту» М. Лейнстера — повести «Сердце Змеи (Cor Serpentis)» (1959), герои к-рой вступают в контакт с жителями «фторной» планеты (см. Внеземная жизнь, Инопланетяне). Вторым и последним стал масштабный, многослойный и во мн. спорный роман «Час Быка» (сокр. 1968; доп. 1970), вышедший под занавес творческого и жизненного пути Е. и знаменовавший собой изменения во взглядах писателя, неизбежные за прошедшее десятилетие, во всяком случае ставивший знак вопроса на постоянно декларируемом «соц. оптимизме Е.» (см. Оптимизм и пессимизм). Конец «оттепели», окончательный крах «коммуно-утопических» идеалов нач. 1960-х гг. привели к тому, что в далеком. будущем по Е. появилась естеств. и неизбежная «сестра» утопииантиутопия. Автор благоразумно поместил ее на «край Вселенной» — планету Торманс (название заимствовано, видимо, у Д. Линдсея), куда, на заре межзвездных перелетов, «занесло» один из «звездных ковчегов» последних представителей классово разделенной Земли, и куда — также случайно — попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в «Туманности Андромеды»). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной. катастрофе (см. Политика, Экология), и тех. и «идеологически» более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: «невмешательство»-«прогрессорство «; герои Е., хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж — филос. — футурологический, мифол., даже религ. и непривычно (для сов. НФ) эротический (см. Мифология в НФ, Религия, Секс и эротика, Философия), обильно раскиданные по тексту ссылки на «амер. империализм и кит. ревизионизм» не обманули бдительных цензоров (см. Антифашистская НФ, Капитализм, Социализм). Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати (возвращение его в б-ки, к читателям состоялось только с нач. «перестройки»).

В промежутке между своей гл. утопией и гл. антиутопией Е. выпустил во мн. отношениях экспериментальную (и лишь отчасти удавшуюся) книгу — «Лезвие бритвы. Роман приключений» (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964), интересную, хотя и рискованную попытку создать «книгу для всех» (от массового малообразованного читателя до интеллектуала). На фоне авантюрного сюжета — разгадки тайны древней короны из неизв. металла, найденной на дне океана, гл. герой — врач и психолог Гирин — занят собственным «интеллектуальным детективом»: исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с тв-вом и генетической памятью (см. Детективная НФ, История в НФ, Мистицизм и оккультизм, Мозг, Психология, Экстрасенсорное восприятие). Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву науч., историко-филос., эстетических концепций Е., развитых в его фантаст. книгах. В этом же контексте воспринимаются и историч. произв. писателя (см. История в НФ): р-з «Афанеор, дочь Ахархеллена» (1960), дилогия — повести «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953); объединены в один том — «На краю Ойкумены» (1956; др. — «Великая Дуга»); вместе со «Звездными кораблями» объединена в один том — «На краю Ойкумены. Звездные корабли» (1959); и объемный роман «Таис Афинская» (фрагм. 1972 — «Рок Персеполиса»; сокр. 1972; 1973), в центре к-рого — яркий образ др. — греческой куртизанки (см. Женщины в НФ).

Все худож. произв. Е. включены в два Собр.соч. писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89).

Лит.: Е. Брандис, В. Дмитриевский «Через горы времени. Очерк творчества Ивана Ефремова» (1963).

П. К. Чудинов «Иван Антонович Ефремов» (1987).

Ефремов, Иван Антонович

(1907—1972) — прозаик, ученый-палеонтолог, мыслитель; основоположник и классик современной советской НФ. Родился в д. Вырица (Царско-Сельского уезда Петербургской губ., ныне — С. — Петербургская обл.), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, работал в Геологическом музее АН СССР, участвовал в геологических экспедициях; экстерном закончил геологоразведочный фак-т Ленинградского горного ин-та; после окончания заведовал лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил несколькими экспедициями. Основатель тафономии — науки о закономерностях образования месторождения ископаемых остатков. Д-р биол. наук, проф., лауреат Гос. премии СССР (1959). В литературе дебютировал в 1944 г. (рассказ «Встреча над Тускаророй»). Автор романов и повестей, ставших классикой советской литературы и мировой НФ — «Туманность Андромеды» (1957), «Звездные корабли» (1947), «Час Быка» (1968), «Лезвие бритвы» (1963), «На краю Ойкумены» (1949), «Таис Афинская» (1973) и др. Жизни и творчеству Е. посвящено множество статей, диссертационные исследования и несколько монографий.

Влияние Е. — писателя и философа на советскую литературу 1960-х и всю современную отечественную НФ трудно переоценить. Как уже сообщалось в предисловии, появление в печати романа «Туманность Андромеды» стало переломным моментом для советской НФ. Не менее значимы критические и публицистические выступления Е., посвященные судьбам и проблемным вопросам фантастической литературы, в которых писатель предстает как оригинальный, но и противоречивый мыслитель. Взгляды Е. на литературу в целом и фантастику в частности, по мнению составителя, незаслуженно обделены вниманием специалистов и не утратили своей актуальности сегодня.

Библиография:
1. Великое Кольцо будущего: Интервью с писателем // Беседу записал Ю. Медведев // Фантастика. 1969—1970. — М.: Мол. гвардия, 1970. — С. 257—273.
2. Да, ради приключений // Лит. газ. — 1969. — 12 марта.
3....До равной богам высоты: [О проблемах и путях развития соврем. сов. НФ] // Кн. обозрение. — 1990. — No 23. — С. 8—9.
4. Мечта должна быть крылатой // Моск. комсомолец. — 1961. — 21 апрель
5. Миллиарды граней будущего // Комс. правда. — 1966. — 23 январь
6. Наклонный горизонт // Вопр. лит. — 1962. — No 12. — С. 41—47.
7. На пути к роману «Туманность Андромеды» // Вопр. лит. — 1961. — No 4. — С. 142—153.
8. Наука и научная фантастика // Фантастика. 1962. — М.: Мол. гвардия, 1962; То же // В мире фантастики: Сб. лит. — крит. ст. и очерков. — М.: Мол. гвардия, 1989. — С. 3—16.
9. Наука и фантастика // Лит. газ. — 1963. — 17 сентябрь
10. О широкой популяризации науки // Там же. — 1953. — 24 марта.
11. Послесловие: [О тв-ве Сергея Жемайтиса] // Жемайтис С. Вечный ветер. — М.: Дет. лит., 1970.— С. 281—284.
12. Предисловие: [О соврем. сов. НФ и творчестве А. и Б. Стругацких] // Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века; Попытка к бегству.— М.: Мол. гвардия, 1965. — С. 3—7.
13. Предисловие // Казанцев А. Пылающий остров: Роман. — М.: Мол. гвардия, 1983. — С. 3—4.
14. Предисловие // Палей А. В простор планетный: Роман. — М.: Дет. лит., 1980. — С. 3—4.
15. Предисловие. [О пробл. соврем. сов. НФ и кн. О. Ларионовой] // Ларионова О. Остров мужества. — Л.: Лениздат, 1971. — С. 5—7.
16. Предисловие // Долгушин Ю. ГЧ: Роман. — Горький: Кн. изд-во, 1960. — С. 3—5.
17. Сражение за будущее // Лит. Россия. — 1966. — 4 февраль

Лит.: Багаев А. Материалы к библиографии И. А. Ефремова // Поиск-80: Сб. — Свердловск: Сред. — Урал. кн. изд-во, 1980. — С. 357—366; Брандис Е., Дмитревский В. Через горы времени: Очерк творчества И. Ефремова. — М. — Л.: Сов. писатель, 1963. — 220 с.; Семибратова И. Писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов: Метод. рек. / ГБЛ. — М., 1987. — 24 с.

Ефремов, Иван Антонович

Род. 1907, ум. 1972. Писатель, автор фантастических, приключенческих и др. романов («Туманность Андромеды», 1957; «Лезвие бритвы», 1963; «Час быка», 1968). Палеонтолог, основатель тафономии, лауреат Государственной премии СССР (1952).


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля







 
Пользовательское соглашение - сopyright © 2006-2017
red @ slovo.ws